Интервью доступно в 62 выпуске газеты и на нашем блоге.
Школа роботов
Кажется, роботы – нечто настолько технически сложное, что понять принцип их действия под силу только лучшим умам мира. На самом деле создавать и программировать подобные «игрушки» могут даже школьники. В России уже несколько лет существует программа «Робототехника» (ее создатели – фонд Олега Дерипаска «Вольное дело»). На «Робокроссах» студенты соревнуются в «гонках» «ГАЗелей»-беспилотников (машины им спонсировала «Группа ГАЗ»). Школьники осваивают «Робофест» - всероссийские соревнования, на которые они привозят собственных роботов.
Преподаватель Нижегородского Института Информационных Технологий Александр ВОРОН ведет занятия в лаборатории робототехники лицея №165. Он уверен: порой детям легче создавать роботов, чем взрослым.
Есть соревнования – есть аврал
- Мне очень нравится работать со школьниками, - говорит он, - они для меня одновременно и ученики, и единомышленники. Я сам увлекаюсь робототехникой.
- Ты ведь не ставишь школьникам оценки на своих занятиях?
- Нет, у нас все идет в формате факультатива, своеобразного клуба по интересам. И то, что оценок нет – только плюс: нет никакой школьной тревожности и всего, что с ней связано. Ну, а с теми ребятами, у кого есть успехи, мы ездим на различные соревнования. В начале апреля отправились в Москву, на крупнейший российский фестиваль «Робофест», участвовали в спортивной и творческой категории соревнований WRO – Всемирной олимпиаде роботов.
- В творческой, наверное, проще – там нет четко заданных рамок.
- Кому-то проще придумать нечто свое, кому-то – соревноваться с другими ребятами в выполнении определенных заданий, как в спорте, и побеждать. Причем взрослые давно поняли: дети обладают нестандартным, креативным подходом к решению серьезных проблем, выдают более интересные решения. Это так здорово! Поэтому на соревнованиях FIRST FLL ребятам предлагается подготовить проект: изучить определенную сферу человеческой деятельности, проанализировать существующие проблемы и постараться предложить свое решение. Знаешь, как у нас перед соревнованиями вечера проходят? Наступает аврал, когда вдруг обнаруживаешь, что впереди – огромное количество дел, а выходить на этап уже завтра. За окном темно, заглядываешь в аудиторию – все школьники сидят, вовсю работают. Я их не держу, понимаешь? Они сами не хотят уходить, им дай волю – они всю ночь буду пахать.
- Кто же прекращал вашу вакханалию трудоголизма?
- Охранник. Приходил, говорил: «Вообще-то, школу уже пора закрывать…» Дело в том, что соревнования затягивают. Хочется продемонстрировать лучшее, что умеешь, и успеть посмотреть, чего добились соперники из других регионов. Я не люблю вариться в собственном соку, мне интересно наблюдать за тем, чем занимаются коллеги, перенимать их опыт.
- Саш, скажи, тебя, как молодого и весьма неформального преподавателя дети зовут по имени-отчеству или просто по имени?
- Когда я работал вожатым в лагере, нам руководство говорило: «Настаивайте, чтобы дети называли вас по имени-отчеству, это формирует дистанцию». Знаешь, я не думаю, что имя-отчество так уж важно. Пусть ребята обращаются ко мне так, как им комфортно. Старшеклассники, с которыми мы ездили на соревнования, жили бок о бок, вместе бились за победу, съели пуд робототехнической соли – им хватит моего имени, верно? Ну, а для младших классов я Александр Максимович.
Мышиный интеллект
- На твой взгляд, уровень робототехники в России и за рубежом сильно отличается?
- Сегодня центр роботостроения – это Азия: Япония, Китай, Корея… Там это направление развивают уже лет тридцать – у нас, по сравнению с ними, все только начинается. Но начинается очень бурно. Сейчас уже существуют стопроцентно российские разработки, которые выполнены на мировом уровне. Мы часто приглашаем в НИИТ школьников, проводим экскурсии по музею роботов, я рассказываю о наших занятиях... И всегда говорю о роботе-полицейском, испытания которого проходили в Перми.
- Робот-полицейский?
- Ну да. Представь, едет по улице нечто, похожее на двухметровую ракету. Оно «видит»… ну, например, как молодежь разрисовывает фасад дома граффити. И начинает зачитывать «художникам» список их нарушений и какое наказание они могут понести. «Художники», как правило, спасаются бегством, но…
- Что «но»?
- Их уже записала встроенная камера видеонаблюдения. Да и вообще – вряд ли захочется нарушать общественный порядок после того, как тебя отругает «ракета».
- Она, то есть он, действительно может замечать противозаконные действия людей?
- Пока на это ни один робот не способен. Просто в ракету встроены камеры, которые транслируют изображение на мониторы дежурной части. Но передвигается робот по улицам самостоятельно. Если бы в город выпустили несколько десятков таких роботов, следить за порядком было бы гораздо проще.
- То есть пока робот без человека существовать не может? Искусственный интеллект появится еще не скоро?
- Совсем не скоро. Пока роботы сумели обыграть человека только в шахматы (помнишь, как Deep Blue сделал Каспарова?) и в «Что? Где? Когда?» В США существует такая игра, аналог нашей, и там робот, не имеющий доступа в интернет, но обладающий определенным набором знаний, дал больше верных ответов, чем человек. Причем вопросы задавались устно, по-английски – робот и человек слышали их одновременно. Но чтобы роботы смогли по-настоящему размышлять, проводить самоанализ… Смотри сама: сейчас проводится колоссальное количество исследований, связанных с изучением мозга. И пока ведущие программисты находятся лишь в стадии создания электронного аналога мозга мыши. Если они смогут это сделать – будет нереальный прорыв. А ты говоришь – человеческий мозг. Там столько нейронов, столько возможных связей между ними – больше чем атомов во Вселенной!
Симбиоз двух наук
- И все-таки мозг мыши они создадут. На твой взгляд, нужно двигаться дальше? Или лучше остановить исследования на этой стадии?
- Вопрос сложный. Развитие робототехники остановить уже невозможно, да и стоит ли? Пока никаких угроз человечеству со стороны роботов я не вижу. Единственное, в чем проблема – роботы все больше входят в нашу жизнь, и мы теряем некоторые собственные навыки. Когда ты летишь на самолете, львиную долю времени им управляет автопилот. Летчик берет управление на себя лишь при взлете, посадке, ну, или если попадаешь в зону очень сильной турбулентности.
- Тебя это пугает?
- Нет, пусть лучше «рулит» автопилот. Грамотные программисты делают свое дело – в каждом самолете масса систем защиты, основные блоки управления продублированы… Все-таки шанс, что ошибется человек намного выше, чем возможность отказа электроники. Проанализируй статистику – большинство техногенных катастроф происходят из-за человеческого фактора: что-то мы недосмотрели, забыли, уснули, настроение плохое… Ну, и понеслось.
- То есть ты, как человек, который занимается роботами, гарантируешь их надежность?
- Я занимаюсь не только роботами. И гарантировать надежность незнакомых мне роботов не могу, поскольку понимаю уровень сложности их программ: я сам работаю программистом в IT-компании “Mera”. Если честно, вообще никогда не планировал учить ребят, да еще и чему – робототехнике! Но со школьниками мне действительно интересно. Причем, когда мне предложили работать в лицее №165, думал: «Отлично, занятия надо вести по субботам, у меня это все равно выходной день!» А потом понеслось – соревнования, презентации, IT-форумы, «Робофесты»… Какая там «одна суббота»! Но мне нравится такая насыщенная жизнь.
- В нижегородских школах сегодня активно развивается робототехника?
- Не очень. Есть несколько учебных заведений, где руководители готовы поддерживать детей в их увлечении роботами и программированием – они обращаются к нам НИИТ, и мы проводим обучающие семинары для преподавателей, чтобы они могли вести кружки или сразу же приезжаем заниматься с детьми... Но зачастую директора сомневаются: «А нам это надо?» Хотя создание роботов – это симбиоз программирования и инженерии, самых перспективных на сегодня профессий. На прошлой неделе в Нижегородской области прошел IT-форум, мы под эгидой НИИТа выставили роботов ребят из лицея №165, Дворца творчества имени Чкалова, других школ – им надо дать возможность проявить себя. Наш стенд стал настоящим шоу-стоппером. Лицейские роботы играли в футбол и теннис, поливали цветы, били в барабан – задаешь «машине» ритм хлопками – она выбивает его сам на барабане. Если после его выступления ты ей аплодируешь – расплывается в улыбке. Если нет – начинает грустить.
- Помимо прочего на сцене IT-форума ты проводил мастер-класс по программированию роботов…
- Да, рассказывал, как надо составить программу, чтобы он успешно выезжал из лабиринта. Ребята, которые увидели робота впервые, поняли, что программировать его не так уж и сложно. Но зато, сколько радости и эмоций приносит ребятам осознание того, что робот выполняет именно их команды и подчиняется именно их воле! Робототехника – это действительно очень интересно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий