понедельник, 16 декабря 2013 г.

Сборка робота - командная работа

Для учебных заведений занимающихся робототехникой актуален вопрос расширения: они привлекают все больше ребят на занятия, обучающихся групп становится все больше, группы начинают различаться по уровням. При этом материальная база - количество робототехнических наборов не растет так быстро.
В таких случаях возникает вопрос, как предоставить возможность всем группам работать с роботами, как сделать так, чтобы занятия не превратились только в сборку роботов (потому что они оказались разобранные) после предыдущей группы. К тому же, поскольку желающих заниматься робототехникой довольно много, перед педагогом стоит задача - как загрузить всех ребят делом.

Оказалось, что хорошим выходом из положения является поиск такой модели робота, которая бы и собиралась быстро, и довольно просто расширялась дополнительными деталями, моторами, датчиками.
Стандартный робот, инструкция по сборке которого идет отдельной книжкой с образовательным набором NXT (картинка выше), не очень подходит, если его оценивать по критериям, представленными выше: эта модель довольно сложная в сборке и поэтому затратная по времени, к тому же эта конструкция славится отсутствием параллельных и перпендикулярных земле деталей, поэтому возникают определенные проблемы с установкой датчиков.

Одним подходящих роботов, традиционно, принято считать "Five Minute Bot" - робот-за-пять-минут, но он имеет недостатки в конструкции опорного колеса. Поэтому имеет смысл рассмотреть другую модель, подготовленную преподавателем из Австралии, Дамиеном Ки (Damien Kee) - робот-тележка DomaBot.


К тому же с этим устройством в группах можно показать, что такое командная работа при сборке робота. Интересно, не так ли?

Для того, чтобы провести такое занятие, школьникам помимо конструктора понадобятся распечатанные инструкции по сборке и секундомер. Инструкции не нужны в полном объеме - рекомендация: скачать инструкцию в виде PDF и распечатать только первые 8 страниц, страницы не скрепляются друг с другом.

Для начала, нужно поделить группу на команды по три человека. Затем, попросить в каждой команде выбрать руководителя. Руководители вызываются и с ними происходит такая беседа.

'Приветствую вас и ваши проектные команды. Перед вами стоит задача по сборке робота, которые мы будем использовать на этом и последующих занятиях. Поскольку на каждое занятие роботы могут прийти к нам в разобранном состоянии, то вы, как команда, должны научиться собирать ваше устройство максимально быстро и эффективно, чтобы тратить время на изучение способов программирования роботов, а не на их сборку.
Итак, вы должны сейчас подойти к своим командам и обсудить с ними, как по данным инструкциям по сборке вы соберете робота за 7 минут и при этом сделаете это быстрее чем, другие команды. На обсуждение вам дается 2 минуты - поэтому выберите человека, который будет следить за временем.'

После этого руководителям раз даются инструкции и засекается время.

По истечению двух минут, нужно подойти к каждой команде и выслушать их варианты. Важно здесь не поправлять команды в их решении, просто опросить о этапах, задать вопрос о контроле времени.

Сейчас командам дается время для сборки. Каждая из них пойдет по своему пути, кто-то уложится в заданное время, кто-то нет. После сборки, команду победителей нужно поощрить.

Важным моментом является заключительный этап сборки робота - анализ проделанной работы. Традиционно, он оформляется в виде таблицы, состоящей из двух частей: что вам помогло выполнить задачу, что бы вы хотели изменить, чтобы выполнить задачу в следующий раз лучше. Анализ можно сначала сделать в командах, а можно и сразу в режиме опроса записать результаты на доске. Критические пункты, которые должны будут обнаружить ребята самостоятельно или с помощью педагога, - удобство поиска деталей, заранее отсортированных в ячейках коробки, удобство работы с инструкцией, у которой разделены листки, и самое важное - возможность всех трех членов команды собирать части робота совершенно независимо друг от друга.

Действительно, если посмотреть на инструкцию, то можно будет выделить три основных листка:
Видно, что на каждом листке создается отдельный элемент от общей конструкции робота. Следовательно, каждый человек в команде может быть ответственный за сборку той или иной части, и разделенные листки инструкции в этом очень сильно помогают. Поэтому робота на самом деле можно собрать за 7 минут и даже быстрее!

Также ребятам становится понятен (хоть и не с первого раза) почему необходимо рассортировывать детали после разборки конструкций. Тут можно несколько раз обратить на это внимание.

Такие занятия, действительно уже проходят, и ребята понимают необходимость командой работы, а также постепенно приучаются к использованию таких инструментов, как планирование деятельности и ретроспектива по завершению работы.

Приятным добавлением к использованию этой техники является то, что для счастливых обладателей наборов EV3, она тоже будет работать. Дамиен на своем сайте выложил инструкции по сборке робота RileyRover, тоже очень быстрого в сборке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...