Участие в робототехнических состязаниях является для многих учебных организаций значимой деятельностью. По ней меряется престижность и эффективность, как отдельного педагога, так и учебной организации целиком. Поэтому довольно большой объем работы уходит на подготовку учащихся к тем или иным состязаниям, к тому же сейчас их очень большой выбор. |
Сейчас эти вопросы решаются больше интуитивно - никаких рекомендованных показателей нет, многое зависит от знаний самого тренера, от времени, которое он и участники могут тратить на подготовку.
Поэтому при подготовке Учебно-Тренировочных Сборов к участию в World Robot Olympiad 2014 возникла идея сделать первый шаг в направлении создания подобных рекомендаций - была принята попытка в создании как матрицы компетенций, овладение которыми достаточно для того, чтобы участники WRO чувствовали себя комфортно в решении олимпиадных задач, так и соотнесение этой матрицы с различными возрастными группами - какие компентенции "комфортны" для какого возраста.
Итак, первым шагом было создание списка самих компетенций. Список получился огромный - в нем присутствовало больше 120 пунктов. Вот только основные разделы списка:
- Среды и языки программирования
- Структуры управления ходом выполнения программы
- Работа с данными
- Арифметические операции
- Логические операции
- Работа с таймером
- Работа с моторами
- Работа с датчиком касания
- Работа с датчиком освещенности
- Работа с датчиком расстояния
- Работа с датчиком цвета NXT
- Работа с датчиком цвета EV3
- Работа с датчиком дальности EV3
- Работа с датчиком гироскопа EV3
- Опрос датчиков и работа с моторами
- BlueTooth
- Работа с датчиком цвета HiTechnic
- Алгоритмы
- Движение по линии с одним датчиком освещенности
- Движение по линии с двумя датчиками освещенности
- Движение по линии с тремя датчиками освещенности
- Алгоритмы на движение вдоль стенки
- Алгоритмы на опрос нескольких датчиков
- Механика
Следующим шагом шло определение, а на каких уровнях могут быть компетенции у тех или иных учащихся? Ведь согласитесь, уровень понимания синхронизированного движения моторов у младшей возрастной группы и у старшей возрастной группы может быть разный?!
Для этого каждой компетенции сопоставились 5 различных уровней овладения компетенцией. Например, для компетенции "Движение по линии с одним датчиком освещенности с использованием P-регулятора" были введены следующие уровни:
- Уровень 1 - Не знаю про что речь
- Уровень 2 - Что-то слышал, но не много
- Уровень 3 - Теория мне почти знакома (возможно, нужно додумать или посмотреть в литературе некоторые аспекты), программу написать будет проблематично.
- Уровень 4 - Теория мне знакома, коэффициент определяю подбором, программу скорее всего написать смогу.
- Уровень 5 - Тема мне хорошо знакома, отлично понимаю как рассчитать коэффициент, от чего он зависит, активно применяю эту зависимость в рзаных программах для реализации конкретного поведения
В результате получилась вот такая вот матрица, которую должны были заполнить все участники Учебно-Тренировочных Сборов. Согласно результатам заполнения формировались группы с примерно одинаковым уровнем владения теми или иными компетенциями (как это обрабатывалась информация и как формировались группы - тема отдельного рассказа). А группы назначались тому или иному тренеру-эксперту.
Скачать матрицу компетенций в PDF-формате можно здесь. Если вам интересна матрица в формате Excel для оценки знаний ваших учащихся - оставляйте ваши контакты в комментариях.
Еще один шаг, который нужно было сделать, - это разнести эту матрицу по возрастам. Для этого делалось предположение у какой возрастной группы уже достаточно математического и понятийного аппарата, чтобы овладеть данной компетенцией в максимальном объеме (уровень 5, по матрице компетенций). Итогом этой работы получилась еще одна таблица.
Скачать таблицу соответствия робототехнических компетенций можно здесь.
Хочется заметить, что матрица компетенций и соответствия их возрастным группам могут использоваться для проектирования собственных состязаний. Нужно посмотреть, что в том или ином возрасте должны знать потенциальные участники и создавать задание для состязания согласуясь с этими знаниями.
Если у вас есть рекомендации относительно новых пунктов, которые обязательно должны быть добавлены в матрицу робототехнических компетенций, дайте знать в комментариях. Тоже самое касается и распределения компетенций по возрастам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий